Эффективная неврологическая помощь!

Синдром дефицита внимания и гиперактивности: пути помощи.

Всем доброго времени суток! Темп нашей жизни с каждым годом все увеличивается, однако есть категория людей, личный темп которых все-таки всегда на уровень выше. Сейчас я говорю о детях, в особенности, о детях с гиперактивностью.

В своей клинической практике неврологи и психологи каждую неделю сталкиваются с семьями, которые приводят ребенка с жалобами на его неусидчивость, постоянное движение, трудностяи в школе. Зачастую в жалобы входят и необходимость постоянно контролировать ребенка, следить, чтобы он выполнил все задания, правильно переписал задачку, внимательно прочел текст, не забыл собрать все необходимое для занятий, а также что все попытки родителей наказать ребенка за такое нежелательное поведение оказываются провальными. Не составит труда в таком случае сказать, что у ребенка СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности).

Сделать такой вывод не сложно, но что делать дальше? Если четкие причины такого нарушения неизвестны или не поддаются воздействию, то как нам работать с имеющимися проблемами?

Для начала важно понять, что СДВГ может и не быть такой чистой картинкой, как в примере выше, ведь есть нарушения по типу дефицита внимания или преобладания только гиперактивности. Эти признаки важно увидеть. К тому же, помимо имеющихся трудностей у любого ребенка с любым типом СДВГ есть свои ресурсы, которые тоже важно увидеть и подчеркнуть. Для ясности и понимания вы можете посмотреть предлагаемую ниже схему.

После того, как мы еще раз разобрались в картине данного синдрома, теперь важно понять, какие пути помощи существуют. Тут сразу важно отметить несколько моментов:

Во-первых, опираться только на медикаментозное лечение – не лучшая идея. Препараты поддерживают мозг, дают основу для новых возможностей, для развития. Но использовать только их, это все равно, что делать фундамент для дома, который вы не собираетесь строить, или покупать ткань и нарезать ее для изделия, которое не будете шить.

Во-вторых, важно заниматься коррекцией проявлений, которые ребенку (или социуму) действительно мешают. Если у ребенка повышенная активность, которая позволяет ему быть первым, быстро бегать или плавать, но при этом не мешает его жизни, то родителям (которые, может быть, сами просто по темпо-ритму медленнее, чем их ребенок) не стоит обозначать это как основную проблему.

В-третьих, коррекцией проявлений необходимо заниматься со специалистом. Он также сможет сориентировать родителей, как с ребенком работать дома, какие хобби ему подобрать, как выстроить систему поддержки и поощрения, какие упражнения для развития мозга и волевой регуляции использовать и как.

И, наконец, в-четвертых, понимать необходимость динамических осмотров у врача и психолога. Иногда родителям кажется, что работа с ребенком не имеет результатов. Или же наоборот, бесполезные занятия имеют для родителя эффект плацебо, просто потому что родитель сам очень поверил и воодушевился. Результаты диагностики помогут вам увидеть буквально в цифрах изменения в работе ребенка. Важно видеть эффективность и достоверные результаты в сравнении!

Возвращаемся к вариантам помощи.

Основной, наиболее эффективный подход – это, конечно, комплексный  Это и не удивительно. Невозможно тренировать мозг ребенка, при этом не работая с семьей, не работая над адаптацией и модификацией поведения. Точнее, это возможно, но бессмысленно.

Основные направления работы с детьми с СДВГ:

Базовый компонент, основа – нейропсихологическая коррекция, которая подразумевает развитие функций мозга. Здесь речь может идти о внимании, памяти, контроле, усвоении программ и т.д. Определяет это нейропсихолог или клинический психолог. Коррекция представляет собой упражнения в когнитивной и двигательной сферах. Например, можно использовать для тренировок диагностические средства (таблицы Шульте, корректурные пробы, кольца Ландольта и мн.др.), метод замещающего онтогенеза, сенсомоторную коррекцию, а также известные детские подвижные и настольные игры. Спектр средств ограничен лишь знаниями, профессионализмом и фантазией психолога.

К нейропсихологической коррекции обязательно необходимо добавить компоненты поведенческой линейки. Сюда относятся системы поддержки и поощрения, выстраивание режима дня. Необходимо вовлекать родителей в этот процесс, чтобы новые правила и подход к воспитанию был однороден, стабилен и входил в привычный образ жизни.

Третий компонент, который добавляется с разрешения лечащего врача - это БОС (программы биологической обратной связи). Не всем детям может подойти такой вариант работы, к тому же длительность эффекта при одноразовых курсах никому не обеспечена. И без базовых компонентов не имеет смысла.

И еще один компонент, который добавляется при необходимости - это лекарственные препараты. Еще раз акцентируем внимание на том, что препараты остаются на последних позициях, потому что далеко не каждый ребенок нуждается в медикаментозном лечении. Иногда можно обойтись психологической коррекцией, что, конечно, приятнее.

Не стоит забывать включать ребенка в социальную активность, участвуя в его жизни всей семьей: общаться с другими детьми и взрослыми, отдыхать вместе, учиться взаимодействовать с животными, вести активный и здоровый образ жизни, посещать новые мероприятия и получать позитивные эмоции!

Резюмируя данную статью, делаем акцент на своевременности помощи любому ребенку. Если Вы замечаете у Вашего ребенка черты, которые описаны в схеме, или вообще какие-либо особенности, которые снижают качество обучения, жизни, социального взаимодействия – важно вовремя обратиться к специалисту (неврологу, клиническому психологу). Помощь на ранних этапах всегда эффективнее!

Спасибо за внимание! Будьте здоровы!


Возврат к списку

 
 

Личный прием граждан по вопросам качества оказываемых услуг ведется по адресу Лермонтова, д.3. Прием ведет заместитель директора.
Предварительная запись по телефону 8-800-200-24-79. На прием при себе иметь документ, удостоверяющий личность.